13:36 Русины и Украина | ||
Сегодня русинский народ стоит перед серьезным выбором. Это судьбоносное решение, некая точка начала пути будущего развития национально-политической и культурной ориентации: с кем быть, с кем дружить и с кого брать пример. Сделать правильный выбор населению современной Закарпатской области очень сложно. УССР и «незалежная» украинская власть в прошлые годы, а также в недавнее ющенковское правление, постарались, чтобы русинское самосознание находилось на весьма низком уровне или его вообще не было. Для этого использовались разнообразные методы, например, известный
«План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов». Документ
предполагал ряд мер, направленных на укрепление позиций украинизации
Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.), интеграцию его
населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство
Украины, то есть ассимиляцию русин в украинской этнической среде. Надо
признаться, что «украинской национальной идее» все-таки удалось часть
русинов и их потомков превратить в людей, которые приняли украинскую
национальную идентичность, забыв свои корни и историю. Своего наибольшего распространения украинская агитация достигла в 1938-1939 годах, в период существования так называемой «Карпатской Украины». Когда же Подкарпатская Русь находилась в составе Венгрии, стало понятно, что идеология «украинства» затронула только небольшую часть русинской молодежи. Своеобразное возрождение «украинской идеи» произошло в период присоединения Подкарпатской Руси к УССР. Конечно, «товарищу Сталину-Джугашвили» и его коммунистической идеологии, которая была часто антирусской, это было нужно по чисто прагматическим соображениям – в качестве своеобразного прикрытия аннексии Подкарпатья. Идеологически это выглядело «объединением всех украинских земель в едином государстве – Советской Украине». Как ни прискорбно, коммунистов не интересовало русофильство в крае и, конечно, не волновала судьба русинской культуры, истории и языка. Во многом русофильство коммунисты воспринимали враждебно потому, что любовь ко всему русскому строилась на общерусском, русскокультурном, дореволюционном, святорусском, а не коммунистическом единстве. Одним росчерком пера в 1946 году все русины Подкарпатской Руси были записаны украинцами. Ускоренными темпами были сфальсифицированы свидетельства о рождении, по которым все жители Закарпатья родились в Украине (а не в Австро-Венгрии или Чехословакии) и поэтому являются украинцами. Все школы были срочным образом переведены на украинский язык. Для усиления украинского влияния в крае государство всячески поддерживало переселение этнических украинцев из Центральной Украины и Галичины. Русинская самоидентификация стала невозможной, а иногда и просто опасной. С обретением Украиной независимости в русинском вопросе почти ничего не изменилось, продолжалось утверждение того, что русины «часть украинского народа». Хотя во всех странах, где живут русины, их признают отдельным национальным меньшинством. Сегодня с понятием «украинцы» продолжает жить чуть ли не большинство населения Закарпатской области, которое не знает ни русинского языка, ни культуры, ни истории. Все это вытеснено для существования единственного государственного этнонима. Хотя нет, есть и еще одна стадия самосознания населения Закарпатской
области Украины, это так называемые «закарпатцы» – региональный этноним.
«Закарпатский народ» – это некий промежуточный этап между русинами и
украинцами. Они забыли этноним «русин» (в силу многих исторических
обстоятельств), но инстинктивно чувствуют свою особенность и ментальную
близость к соседним странам Центральной Европы. Какие же сейчас из этих факторов сохранения самоидентификации русинов на Балканах есть у русинского населения Закарпатской области? Существует ли должная организация образования на русинском языке? Есть ли признание у русинской общины в Украине как национального меньшинства? Я привел это для того, чтобы подчеркнуть важность развития самосознания населения Подкарпатской Руси: складывается такое впечатление, что есть лишь русинские организации, а четкая идентификация русин как отдельного народа у большинства (или весомой части) населения Закарпатской области отсутствует. Сегодня в Закарпатской области некоторые называют себя «закарпатцами», некоторые «и русинами, и украинцами одновременно», а часть и вовсе так перешла в украинскую идентичность, что и не вспоминает о своем «русинском происхождении». Хотелось бы таким людям напомнить, что различия между украинцами и русинами проявляются в истории, культуре, языке, фольклоре и многом-многом другом. Лингвистические различия гораздо существеннее, чем например, между сербом и хорватом, македонцем и болгарином, белорусом и русским и т.д. Русины – не национальное и не культурное меньшинство украинского народа, не этническая группа, которая принадлежит украинской нации. Русины во всем мире имеют свою этнокультурную самоидентификацию, основанную на славянской традиции, которая отличается от «украинства». Когда русин говорит, что он русин, он не отождествляет себя с украинским народом. Этноним «русин» значительно старше этнонима «украинец» и одинаково принадлежит всем восточным славянам и Святой Руси. Украинская национальная идентификация русин не может выводиться из
общего происхождения, общее происхождение не может означать национальную
принадлежность, даже из-за того, что русины свое происхождение делят со
всеми восточнославянскими народами, а не только с украинцами.
Историческое наследие связывает русинов с Карпатской областью, а не с
новой украинской нацией и идеологией, возникшей в начале ХХ столетия. Если сегодня русинским организациям заняться развитием русинского самосознания у населения Подкарпатской Руси, то целей, которых добиваются эти организации, с всеобщей народной поддержкой и пониманием, будет достичь гораздо легче! Таких примеров в истории существует масса. А вот с идеологией, на которой и будет основываться русинское национальное возрождение – сложнее. Это одна из самых тяжелых тем в современном русинском движении, которая еще требует времени, тут нужно говорить особенно осторожно… В сети Интернет существует масса статей, посвященных вопросу, чем же является Подкарпатская Русь. Частью ли Русского мира? Частью Центральной Европы? Даже раздаются голоса мадьяронской направленности. (Мадьяроны – русины, перешедшие в процессе мадьяризации на позиции венгерского национализма). Начнем с того, что русины всегда жили в мире с соседними народами и с уважением относились ко всем нациям и культурам. Географическое положение территорий расселения русинского народа связывает их с Центральной Европой, происхождение и историческая память – с Русским миром. Итак, русины – авангард Русского мира! Но сегодня, к сожалению, населению Закарпатья не хватает национального патриотизма. Это то, что уберегает народ и его самосознание, так как без него народа просто не может быть. Сохранение народа – первоочередная задача. Это особый труд, требующий усилий, ума, памяти и упорства от каждого представителя. Народ жив пока все его части непрерывно трудятся ради его сохранения. Сохранение народа и его самоидентификации есть процесс обеспечения безопасности систем, связывающих людей в народ. Тут и вопросы языка, культуры, исторической памяти, самосознания – все важно. Если этого не будет, не будет и русинов, которые будут и дальше считать себя «частью украинского народа» или «закарпатцами». Сегодня русинский народ оказался разделенным между разными
государствами. Основная масса русин автохтонно проживает в Карпатском
регионе, остальные – на Балканах, Северной Америке, Австралии и других
частях света. Организации русинского народа с каждым годом все больше и
больше заявляют о себе как о силе, которая может противостоять
ассимиляции и культурному уничтожению русин. Где-то эти процессы уже
сильно развиты, где-то только начинаются. Русины как отдельный народ
признаны во всех странах, где они проживают как национальное
меньшинство. Исключение – Украина, там русинская национальная
самобытность отрицается по-прежнему. Сегодня многие активисты русинского движения видят, что происходит с их народом в современной Украине и хотели бы исправить это положение дел. Они намерены добиться признания, права нормального развития своей национальности. Хотят, но не могут! Ибо не понимают, что им именно нужно, как изменять ситуацию, к чему приступать и с чего начинать. Без понимания того, что нужно делать, дальше разговоров дело никогда не сдвинется! Но как же можно поменять самосознание людей, потомков русинов,
которые в процессе более чем полувековой украинизации (и других
факторов) перестали считать себя таковыми? Ответ ясен – самосознание
может измениться средствами информации и пропаганды. Источниками
информации является окружающая каждого человека среда (СМИ, искусство,
художественные произведения и др.), в том числе и сеть Интернет
(особенно среди молодежи). Особенно важно вспомнить национальные русинские традиции, которые сложились на основе длительного опыта жизнедеятельности народа, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Традиции складываются и закрепляются в ходе исторического развития этноса, они представляют формы деятельности и поведения, доказавшие свою положительную значимость, а также соответствующие им правила, ценности, представления. Хотелось бы отметить будущую роль русинистики в сохранении русинского самосознания – как фундамента выработки идеологии для русинского народа. Русинистика должна будет на материале изучения истории, политологии, социологии, экономики и других научных дисциплин, указать те точки, которые русинам нужно держать под своим особым контролем, а также на примере других народов и собственной истории выяснить возможность актуальных угроз для русинского народа и им противостоять. Каковы же эти задачи сегодня, в нынешнюю эпоху выработки идеологии и становления русинского самосознания? С моей точки зрения, такая задача только одна – возрождение русинской национальной и культурной жизни на ее традиционных духовных и политических началах. Из этого и нужно исходить, вырабатывая программу сохранения народа. На одном из первых мест в данной программе должно стоять развитие русинского литературного языка и внедрение его в образовательный и информационный оборот. Язык – это душа народа, самая большая его ценность. Следовательно, борьба за язык – один из важнейших факторов русинского культурного возрождения и сохранения идентичности. Конечно, национальную идентификацию определяет не только языковое родство и развитие языка, но и историко-культурное развитие этноса, которое на протяжении тысячелетия шло в особой культурной, исторической и политической среде. Но это не помешало русинскому народу остаться верными Русскому миру и Православно-славянской цивилизации, на фундаменте чего, по сути, и возник русинский народ. Стоит отметить, что включение в состав Украинской ССР Подкарпатской Руси, которая под этим названием в межвоенный период на правах автономии входила в состав Чехословакии, а также непризнание русинского народа современными украинскими властями, которые считают русинов только «частью украинцев», лишило население Подкарпатской Руси автономии, а русинов во всем мире – Родины. Это отдалило русинское население от лояльности официальному Киеву. В Украине в сентябре 1991 г. попытались восстановить историческую справедливость: был рассмотрен «вопрос о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины». Областная рада Закарпатья приняла решение вынести на референдум вопрос «О статусе Закарпатской области». Референдум был проведен 1 декабря 1991 года. 78 % населения высказались за придание области статуса «специальной самоуправной территории», а значит автономии в составе Украины. Но это решение русинского народа было проигнорировано украинскими властями и не признается до сих пор. У летчиков есть такое понятие – «точка невозврата». Так называют ситуацию, в которой нельзя останавливать самолет, даже если возникают технические неполадки. Можно только подниматься в небо. Так и тут, у русинов, если ситуация дойдет до этой точки, то о дальнейшем диалоге с украинскими властями просто не может быть и речи. Но этого не хочет понимать официальный Киев, который считает, что если предоставит русинам автономию, то это усилит сепаратистские настроения. Но больше всего эти настроения может усилить только отсутствие внимания к русинской проблематике на Украине, нежелание решать этот вопрос. С одной стороны, русинам во что бы то ни стало нужно добиваться признания законности референдума 1991 года, разговоры официальных лиц со ссылкой на Конституцию Украины и ее положения об унитарности государственного устройства, лишь еще раз доказывает, что украинские власти не намерены решать эту проблему. Такая постановка вопроса может лишь усугубить конфликт. А учитывая активность русинских организаций, это соответственно будет началом еще большего роста их влияния среди населения Закарпатской области, государственных институтов некоторых стран. Но с другой стороны, для сохранения русинской идентичности, культуры, языка, нужно использовать все имеющиеся способы. На вечный вопрос «лучше что-нибудь, чем ничего,или лучше ничего, чем что-нибудь» нужно отвечать с точки зрения сохранения русинского самосознания, а значит, народа. Подведем некоторый итог. Для сохранения русинского самосознания русинскому движению важно, используя средства информации, заняться популяризацией русинской идентичности среди населения Закарпатской области – Подкарпатской Руси. Источниками этой информации должна выступать окружающая человека среда. Важно развивать русинское культурное межгосударственное общение, вести работу по созиданию национальных, культурных, исторических связей между населением, то есть заняться возрождением национальной и культурной жизни на ее традиционных духовных и политических началах. Григорий Миронов, младший научный сотрудник Центра украинистики Южного Федерального Университета Интернет-издание
UA- Reporter.com | ||
Просмотров: 1273 | Добавил: Админ |
Всего комментариев: 0 | |