00:19 О русинах в ростовских газетах | |
К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространённым в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. До начала XIX века проблема национальной идентификации не поднималась, и населению края грозила полная утрата самостоятельности - в местах проживания русинов проводилась агрессивная полонизация и мадьяризация. Но в 1848 году, во время венгерской революции, произошёл подъём национального самосознания в среде подкарпатской интеллигенции, началось распространение «русофильских» настроений в обществе. «Будители» заявляли о том, что русины - это тот же народ, что и в Российской Империи, следовательно, часть единого русского народа. В 1919 году на мирной конференции Земля Русин, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору на автономных правах была присоединена к Чехословацкой Республике. Своего наибольшего распространения украинская агитация достигла в 1938-1939 годах, в период существования так называемой «Карпатской Украины». Когда же Подкарпатская Русь находилась в составе Венгрии, стало понятно, что идеология «украинства» затронула только небольшую часть русинской молодёжи. Своеобразное возрождение «украинской идеи» произошло в период присоединения Подкарпатской Руси к УССР. Конечно, товарищу Сталину-Джугашвили и его коммунистической идеологии, которая была часто антирусской, это было нужно по чисто прагматическим соображениям - в качестве своеобразного прикрытия аннексии Подкарпатья. Идеологически это выглядело «объединением всех украинских земель в едином государстве - Советской Украине». Как ни прискорбно, коммунистов не интересовало русофильство в крае и, конечно, не волновала судьба русинской культуры, истории и языка. Во многом русофильство коммунисты воспринимали враждебно потому, что любовь ко всему русскому строилась на общерусском, русскокультурном, дореволюционном, святорусском, а не коммунистическом единстве. Одним росчерком пера в 1946 году все русины Подкарпатской Руси были записаны украинцами. Ускоренными темпами были сфальсифицированы свидетельства о рождении, по которым все жители Закарпатья родились в Украине (а не в Австро-Венгрии или Чехословакии) и поэтому являются украинцами. Все школы были срочным образом переведены на украинский язык. Для усиления украинского влияния в крае государство всячески поддерживало переселение этнических украинцев из Центральной Украины и Галичины. Русинская самоидентификация стала невозможной, а иногда и просто опасной. Включение в состав Украинской ССР Подкарпатской Руси, которая под этим названием в межвоенный период на правах автономии входила в состав Чехословакии, а также непризнание русинского народа современными украинскими властями, которые считают русинов только «частью украинцев», лишило население Подкарпатской Руси автономии, а русин во всем мире - Родины. Это отдалило русинское население от лояльности официальному Киеву. Стоит отметить, что на Украине в сентябре 1991 года попытались восстановить историческую справедливость: был рассмотрен «вопрос о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины». Областная рада Закарпатья приняла решение вынести на референдум вопрос «О статусе Закарпатской области». Референдум был проведен 1 декабря 1991 года. 78% населения высказались за придание области статуса «специальной самоуправной территории», а значит автономии в составе Украины. Но это решение русинского народа было проигнорировано украинскими властями и не признаётся до сих пор. УССР и «незалежная» украинская власть в прошлые годы, а также в недавнее ющенковское правление постарались, чтобы русинское самосознание среди местного населения находилось на весьма низком уровне или его вообще не было. Для этого использовались разнообразные методы, например, известный «План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русин». Документ предполагал ряд мер, направленных на укрепление позиций украинизации Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.), интеграцию его населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины, то есть ассимиляцию русинов в украинской этнической среде. В настоящее время русины признаны самостоятельным народом во всех государствах, где они являются коренным населением или имеют заметную диаспору. Во многих из них созданы прекрасные условия для сохранения оригинальной русинской культуры и самобытного языка (русинский литературный язык имеет сразу четыре кодифицированных варианта). Национальная самостоятельность русинов не попирается ни в странах Европейского Союза, ни в США, ни в России. Единственное исключение - Украина. Украинское государство, где проживает больше всего русинов, всеми правдами и неправдами отрицает само их существование. Непризнание Украиной русинской национальности обосновывается аргументами, которые не выдерживают критики. Так, в качестве одного из доводов игнорирования требований карпатских русинов приводится тот факт, что этноним русин некогда бытовал у предков нынешних украинцев. В то же время сознательно замалчивается, что указанный этноним был некогда распространён и в тех восточнославянских странах, где позднее сформировались белорусы и русские. В последние годы на фоне усугубляющегося всестороннего кризиса требования автономии начали звучать с новой силой. Так, 15 декабря 2007 года Сойм подкарпатских русинов, одно из наиболее влиятельных русинских объединений, принял декларацию с требованием создания для русинов «самоуправляемой административно-национальной территории под международным контролем». Вскоре этот документ был поддержан и другими организациями. Гораздо большую огласку в мировой прессе получил Второй конгресс. Его результатом стал «Меморандум о принятии акта провозглашения восстановления русинской государственности». Делегаты конгресса дали властям время до 1 декабря прошлого года сесть с ними за стол переговоров. Поскольку этого так и не последовало, очень скоро о начале своей работы заявило самопровозглашенное «Правительство Республики Подкарпатская Русь» во главе с премьер-министром Петром Гецко. В ответ Украина начала уголовное преследование русинских лидеров, в частности главы Сойма подкарпатских русинов протоиерея Димитрия Сидора. Боязнь разбудить русинское самосознание и вызвать законную критику,
политики Киева в русинском вопросе толкают украинские госструктуры на
логичный в их положении шаг: политизировать русинское движение и
вытолкнуть его в нишу сепаратизма. Григорий Миронов, газета "Русская диаспора" Ростов-на-Дону, №2 2011 | |
Просмотров: 806 | Добавил: Админ |
Всего комментариев: 0 | |