15:23 КАК УКРАИНИЗИРУЮТ РУСИНОВ ВОЕВОДИНЫ | |
Потомков подкарпатских русинов, непризнанных на своей исторической родине - Подкарпатской Руси, на Балканах называют бачванско-сремскими или воеводинскими русинами. В исторических областях Бачка и Срем (автономная область Воеводина, Сербия), русины переселились более 250 лет, перенеся свои традиции, культуру и особый язык. Теперь они представляют собой одно из самых малочисленных, но весьма сплоченных автохтонных этнических сообществ, пользующихся в Сербии самыми широкими правами национального меньшинства. Центральное место в статье отведено анализу целей, которые преследуют украинские организации и государственные структуры в отношении русинского меньшинства в Сербии, провести анализ форм и методов украинизации локальных групп русинов. Несмотря на свою актуальность, из-за отсутствия необходимого фактического материала тема деятельности украинских государственных структур в отношении русинского этнического меньшинства в Сербии в отечественной исторической и политологической литературе практически не изучена. Актуальность данных вопросов определяется тем, что русинская проблематика может быть помещена в контексты следующих политико-исторических процессов: - национальная и административная политика сербских властей в Автономной крае Воеводина в контексте угрозы дальнейшей сепаратизации Сербии и рисков ассимиляции национальных меньшинств; - активизация деятельности украинских государственных, неправительственных и культурно-просветительских структур за пределами Украины как форма украинской культурно-политической экспансии. В настоящее время среди русинов Воеводины существуют несколько вариантов этнической идентификации. Часть считает себя русинами-украинцами или «особой этнографической группой украинцев», а часть — только русинами. Следует отметить, что сам термин «русин-украинец» был введен украинскими авторами с целью показать принадлежность русинского населения к украинскому народу. Этот гибридный термин никогда не использовался как самоназвание русинов. Считается, что впервые слово «русин-украинец» стали употреблять в Чехословакии во время «Пражской весны». Тогда многие русинские активисты призывали вернуться к использованию традиционного этнонима «русин», который был запрещен властями и заменен этнонимом «украинец». В ответ на это украинофилы начали употреблять термин «русин-украинец», объясняя это тем, что «русин» это не обозначение отдельного народа, а «старая форма современного термина украинец». Во время русинского национального возрождения (в конце 80-х годов) сторонники украинской ориентации в русинской среде приняли термин «русин-украинец», который вошел в названия некоторых общественных и культурных организаций. Независимая Украина после 1991 года тоже приняла этот термин и попыталась распространить его на все территории, где проживает русинской население, в том числе и на русинов Воеводины. Для увеличения своего влияния, украинские организации и сейчас прибегают к различным видам деятельности, цель которой украинизировать русинское население Воеводины. Одним из основных каналов влияния Украины на русинское население является кафедра русинистики философского факультета в городе Нови Сад (Воеводина, Сербия). Заведующий данной кафедры Юлиан Тамаш является сторонником мнения, что русины в Воеводине являются лишь «частью украинского народа» и активно проводит эту политику через разнообразные научные труды1, личные контакты, влияние на студентов, преподавание украинского языка, истории, украинской культуры и др. Юлиан Тамаш является членом Национальной академии наук Украины2 и, по мнению русинских активистов Воеводины, активно продвигает идеи украинофильской ориентации в русинской среде, особенно среди интеллигенции. В его планах некоторое время присутствовала идея о переименовании кафедры русинистики философского факультета г. Нови Сад в кафедру «русинистики и украинистики», но эта идея не нашла должного отклика. Но, тем не менее, на кафедре русинистики и сегодня изучается украинский язык. Юлиан Тамаш неоднократно предпринимал попытки «украинизировать» рабочий состав, проводил опросы на предмет идентичности русинов. В частных беседах профессор неоднократно разговоры о том, что у русинов «нет родной земли» и им «неоткуда ждать помощи», если русины будут «хотя бы формально» считать себя украинцами, то у них появится твердая финансовая и культурная поддержка. Вместе с тем, профессор Тамаш в своих работах упрекает сербские власти в том, что они отделяют русинов от украинцев, так как это, по его мнению, «исторически несправедливо». Еще одним работником данной кафедры и сторонником украинской3 национальной ориентации сербских русинов является историк и профессор Янко Рамач. С целью доказательства, что русины Воеводины являются частью украинского народа, он опубликовал популярную историю данной этнической группы, вступительные разделы которой посвящены Киевской Руси и «русинам» (то есть "украинцам") в Польско-Литовском государстве4. Украинское влияние на русинов Воеводины осуществляет организация «Союз русинов украинцев Сербии»5. Она была создана в 1990 году как противовес деятельности издательства «Руско слово» и обновленного объединения «Руска матка», которые после 1989 года приветствовали русинское национальное возрождение и поддержали позицию отдельного от украинцев народа. В уставе данной организации говорится, что цель Союза «сохранять общие элементы в национальной и культурной жизни, ради дальнейшего развития культурной и национальной идентичности русинов украинцев Сербии». В Союз входят граждане и организации, которые ставят перед собой цели и задачи в областях просвещения, языка, литературы, науки, искусства, культуры и духовного развития «русинской украинской народности». Также Союз организует координацию и объединение своих членов в организации прав, свобод и национальных потребностей «русинов украинцев». По словам активистов русинского движения в Воеводине, «Союз» первоначально создавался как организация, которая под русинами подразумевала украинцев, она первоначально носила название, где словосочетание «русин-украинец» произносилось через дефис. В данный момент организация выступает под названием «Союз русинов украинцев» без дефиса. Председатель Союза активно работает с украинским посольством и, по сообщениям русинского населения, щедро им финансируется. Помимо этого, некоторые участники Союза учились или проходили стажировку в высших учебных заведениях Украины. Организация активно участвует в деятельности Мирового конгресса украинцев. Следует отметить, что, по словам активистов русинского движения Воеводины, «Союз русинов украинцев» вводит большую путаницу считая русинов одним с украинцами народом. Русины были бы не против развития украинской культуры в Воеводине, но если бы четко говорили, что это украинская культура и не сравнивали бы ее с русинской6. На современном этапе основным направлением деятельности организации является помощь русинским студентам из Сербии отправиться учиться в украинские университеты. В Воеводине существует еще несколько русинских организаций, которые ведут пропаганду украинской идеи в русинской среде. Среди них организация «Тарас Шевченко», организация «Карпаты». Они занимаются в основном культурной деятельностью, также пропагандируя украинскую идентичность . Кроме того, украинское государство проводит активную культурную экспансию посредством фестивалей , которые показывают по центральному телевидению Воеводины. На них выступают большое количество участников и художественных коллективов, которые специально приглашают из Украины. Украинское посольство активно участвует в общественной жизни русинов, по мнению русинских активистов, работники посольства часто с визитами посещают главное село русинов Воеводины Русский Керестур и другие населенные пункты. Проводят различные выставки, убеждают местных жителей, что они украинцы. Часть русинской элиты, которая опирается на украинскую политическую идею и униатство как религиозное определение, постоянно подогревает ощущение угрозы со стороны Сербии и сербов. У русинского населения Сербии существует ряд претензий к официальному Белграду и к политике, которую он проводит в Воеводине, так и по отношению к русинам. Но оcновная часть русинского населения считает, что у русинов в Сербии есть все, о чем такое малочисленное национальное меньшинство может только мечтать. По их мнению, бедность и социальные проблемы в Воеводине касаются всего населения, а не только русинов. Русины сербскими властями не признаются частью украинской диаспоры, как бы это хотелось украинской стороне. Это дает право говорить, что Сербия разбирается в русинском вопросе и проводит сбалансированную политику. Министерство иностранных дел Сербии не дало себя обмануть украинскому МИДу, утверждавшему, что у Украины в Воеводине «двойную» диаспору составляют как украинцы, так и русины. Сербия, в отличие от Украины, делает все, чтобы русины сохранили свою культурную идентичность, язык и традиции. Можно сделать вывод, что украинские организации и государственные
структуры заинтересованы в украинофильской ориентации русинов Воеводины.
Для продвижения своих целей официальный Киев использует преподавателей
кафедры русинистики университета в г. Нови Сад. Особенно мешают
развиваться русинам украинские организации, которые считают русинов и
украинцев одним народом. Их деятельность является формой
культурно-политической экспансии Украины на территории Сербии. 1Ukrajinska književnost uzneđu Istoka i Zapada, studija, Matica srpska, Novi Sad, 1995, 284 str. http://www.ff.uns.ac.rs/fakultet/ljudi/fakultet_odseci_rusinistika_julijan_tamas.html 2Povelja akademika, Nacionalna akademija nauka Ukrajine, Kijev, 1997. http://www.ff.uns.ac.rs/fakultet/ljudi/fakultet_odseci_rusinistika_julijan_tamas.html 3 Энциклопедия Карпатских русинов, Ужгород, 2010, с. 628 4 Янко Рамач Кратка история Руснацох (1745-1918), Нови Сад, 1994, 138. 5Официальный сайт Национального совета Русинской национальной общины Сербии http://www.rusini.rs/kultura-sr.htm#01 6Из интервью автора с Михайло Горняком 12.07.2009 (Личный архив). | |
Просмотров: 1180 | Добавил: Админ |
Всего комментариев: 0 | |