Сегодня русины
живут во многих странах мира: в Украине и Словакии, Молдавии и Румынии,
США и Канаде, России и Белоруссии, Сербии, Венгрии, Чехии и многих
других странах. Но о жизни одной из самых сплоченных диаспор русинского
народа, которая населяет территорию современной Хорватии, известно мало.
Хотя именно там еще есть села, где население в большинстве своем
официально составляют русины.
Хорватские русины - одно из многих национальных меньшинств, которое
официально признано государством. Представители этого этноса живут в
основном в северо-восточном регионе исторического региона Западный Срем,
на границе с автономной областью Воеводина (республика Сербия).
Согласно данным последней хорватской переписи населения 2001 года,
сейчас в Хорватии насчитывается только 2.337 русин. Это значительно
меньше, чем было прежде. Так, в 70-х годах в Хорватии насчитывалось 4
тысячи русинов, а в 80-х - 3,5 тысяч .
Сам регион Срем разделен на западную и восточную части. Географически
он находится на северо-востоке Хорватии и северо-западе Сербии в
автономной части сербского государства – Воеводине, в междуречье Дуная и
Саввы. Это плодородный участок панонской низменности, область больших
рек, важных дорог и известных древних городов. Разные народы в разное
время жили на этой территории, но все всегда сохраняли название этой
местности по древнему римскому городу СРИМИУМУ, который служил
резиденцией императора Галерия в период тетрархии. Его значение в эпоху
поздней античности было столь велико, что древнеримский историк Аммиан
Марцеллин, назвал его «преславной матерью городов». Сейчас этот древний
римский город, называется Сремска Митровица - административный центр
Сремcкого округа в Сербии и центр самого исторического региона Срем. В
Хорватии крупными городами Западного Срема являются Вуковар, Оток и др.
Стоит отметить, что русины на территории Балканского полуострова живут
уже четверть тысячелетия. Началом массового и организованного
переселения считается 1745 год. А 17 января 1751 года традиционно
отмечается как праздничная дата - именно в этот день Франц Йозеф де
Редл, советник царицы Марии Терезии, подписал Указ о переселении 200
русинских греко-католических семей в тогда совсем пустынную местность
под названием Керестур, который потом переименовали в Руски Керестур.
Этот день был принят в качестве даты официального разрешения для русинов
на проживание на этой территории. Хотя следует отметить, что еще в 20
годы XVIII века там существовало небольшое количество русинских семей,
которые самостоятельно переселялись в пределы современной автономной
области Воеводины (Сербия) и северо-восточной Хорватии.
Панонские (или сремско-бачванские) русины в Хорватии ведут свое
происхождение от переселенцев из Карпатского региона -
географически-исторических областей Шариш, Земпелин и Бордош, что в
современной Словакии и Венгрии, которые сначала начали переселяться в
Бачку (историческая область Воеводины, север современной Сербии).
Переселение русин в сремские села Шид, Беркасово и др. произошло в
середине 18 века и особенно интенсивно в начале 19-го. Сначала это были
русины «первой волны» русинской эмиграции на Балканы, которые
переселились в Бачку (область Сербии, Воеводина) в середине 1745 году.
Они в поисках лучших условий жизни перешли через Дунай и заселили
сремские территории. Русины же «второй волны» эмиграции переселяются в
Срем несколько позднее, в период между 2 половиной 19 и началом XX века
из карпатского региона.
Потом, постепенно, в том числе и из-за высокой рождаемости и потребности
в новых землях, русины из Руского Керестура и других местностей, где
они уже проживали в Воеводине, начинали селиться на территорию
современной Хорватии.
Хорватские русины первоначально поселяются в селе Петровцы в 1831 году, а
немного позже в 1840 году в селе Миклушевцы, которые и сейчас являются
центрами русинской жизни и культуры в Хорватии. Кроме того, русины
селились и в некоторых городах по всей хорватской территории, особенно
многочисленно русинское население в Вуковаре (Западный Срем), Осиеке и
даже в столице страны – Загребе, которых по переписи населения 2001 года
в этом городе насчитывается 123 человека.
Переселенцы в Хорватии успешно начали культурную и хозяйственную жизнь
на новом месте, благодаря и принадлежности к греко-католической церкви,
которая всегда объединяла русин и была для них центром образования,
культуры и развития языка. С помощью церкви и русинской интеллигенции
русины в Хорватии создали хорошо организованную и сплоченную диаспору,
которая даже более чем за 250 лет отрыва от родной земли не
ассимилировалась.
Живут в Хорватии и украинцы, которые тут появились значительно позже
русинского населения - только в начале 20 века. Переселялись они из
Галиции и других областей современной Западной Украины и Польши, которые
тогда находились в составе Австро-Венгрии. Украинские переселенцы
населяли северо-восточную Хорватию и Северную Боснию по экономическим
соображениям, так как в новых районах им была обещана бесплатная или
очень дешевая земля для сельскохозяйственной обработки. Украинцы в
Хорватии поселяются в села Канижи, Шумечи и некоторые другие, где и
сегодня их потомки составляют значительную часть населения. Переселение
украинцев в Хорватию продолжалось вплоть до начала Первой мировой войны.
Украинцы в Хорватии - также одна из 22 признанных национальных
меньшинств в республике. По данным последней переписи населения, в
хорватском государстве живут 1977 украинцев. В эту цифру входят и
украинки, которые совсем недавно, после развала Советского союза, вышли
замуж за хорватов и переселились на постоянное место жительство на
историческую родину своих мужей.
До 1931 году украинцы, как и русины, в служебных хорватских документах
были записаны как русские, а до 1971 украинцы в переписях записывались
как русины (!).
Конечно, на этих землях историческая судьба тесно связала русинов и
украинцев, близких по культуре, языку и вере. Поэтому из-за родства этих
двух народов и малочисленности в Хорватии, у них существуют совместные
организации, но понимание того, что русины отличаются от украинцев,
существует у обеих этнических групп.
Сейчас у русин и украинцев в Хорватии насчитывается 13 культурных
институтов. Проводятся разнообразные манифестации и праздники, такие как
«Петровацкий звон» в селе Петровац и «Меклушевское лето» в селе
Меклушевцы и другие. В городе Вуковар, который находится также на
северо-востоке Хорватии (Западный Срем), выходит радиопередача на
русинском языке, которая называется «Волны с Дуная», издаются журналы
«Мысли с Дуная», «Новая мысль», проводятся спортивные мероприятия,
например «Рутениада», которая проводит состязания по различным видам
спорта.
Одно из самых крупных объединений русинского населения Союз русин и
украинцев республики Хорватия – культурно-просветительская организация,
которая ставит перед собою цель сохранение традиций русин и украинцев в
Хорватии. В 1968 году его создали три культурно-просветительских
общества в городе Вуковар. Задачи этого объединения – сохранение и
развитие культурной и этнической идентичности этих народов,
противодействие ассимиляции, содействие интеграции и развитию добрых
взаимоотношений между этими национальными меньшинствами и Хорватией.
Больших результатов Союз добился в просветительской деятельности, так,
удалось открыть русинские и украинские отделения в хорватских
общеобразовательных школах - там русины и украинцы могут изучать и
развивать свои родные языки.
Союз проводит многочисленные культурные фестивали, как в Хорватии, так и
за ее пределами, активно сотрудничает с другими русинскими и
украинскими организациями во всем мире. Союз русин и украинцев
республики Хорватии активно сотрудничает с украинскими государственными
институтами. В частности, с посольством Украины в Хорватии. Украина
через разнообразные русинско-украинские организации в хорватском
государстве пытается вести политику ассимиляции и украинизации
русинского населения в украинской этнической среде, считая русинов
только «частью украинского народа».
Стоит отметить, что русины, которые входят в Союз русин и украинцев
рассматривают Украину за свою родную землю и этим различаются с
русинами, которые считают себя отдельным народом, но даже эти русины
требуют от украинских властей признание своих культурных и языковых
особенностей.
Действительно, различия русин Воеводины и украинцев проявляются во
многом, например, в разговорном языке. Классификация
бачванско-русинского языка остается предметом споров. Большинство
филологов считают, что это переходный говор со значительными
восточнословацкими воздействиями и относят его к восточнославянским
языкам. По другой точке зрения, в отличие от диалектов Закарпатья,
которые считаются восточнославянскими, бачванско-русинский язык по
своему составу близок к словацкому языку и является его диалектом,
поэтому принадлежит к западнославянским языкам. Некоторые ученые считают
язык русин Хорватии и Воеводины особым микроязыком.
Чтобы понять друг друга, представителям русин и украинцев нужен
переводчик. Непохожесть между русинами и украинцами существует в
обычаях, способу жизни, фольклору, одежды, строительстве домов, и многом
другом. У украинцев и русин гораздо больше различий чем, к примеру,
серба и хорвата или чеха и словака, но представителям этих народов и в
голову не придет идея оспаривания национальной идентичности.
Процессы же украинского национального возрождения и становление
идеологии «украинства» не затронули самоидентификацию русинов.
Отсутствие значительных связей с одноплеменниками в карпатском регионе,
территориальная дистанция в процессе формирования хорватских
(сремско-бачванских) русин усиливали чувство культурной и этнической
особенности и непохожести в отношении украинцев.
Русины, которые считают себя отдельным народом, сегодня не имеют
собственного государства и поэтому вынуждены непрестанно бороться за
свою национальную идентичность и признание своей уникальности. Так, была
попытка занести в Конституцию Хорватии формулировку о
«русинах-украинцах», но русины добились того, чтобы их не связывали с
украинским национальным меньшинством.
Уже в 1990 году в хорватской Конституции русины были признаны одним из
автохтонных национальных меньшинств. С 1992 году русины имеют своего
представителя в парламенте Хорватии, а с 2002 года был принят
Конституционный закон о правах национальных меньшинств, по которому
русины имеют право на собственное национальное собрание.
Кроме того, в последние годы совет по национальным меньшинствам Хорватии
принял ряд предложений русинскому меньшинству об их символах. Так,
официальным гербом хорватских русинов был определен национальный
русинский герб, у которого с левой стороны семь сменяющих друг друга
голубых и золотых полос, а с правой стороны - медведь. Так как герб
национальных меньшинств в Хорватии должен содержать и какие-нибудь
хорватские символы, над щитом были добавлены пять квадратов, белого и
красного цвета. Геральдический знак в виде стилизованной шахматной доски
служит символом Хорватского государства, он присутствовал на гербе
страны на протяжении всей истории, включая период Социалистической
республики Хорватии в составе Югославии.
Флагом русин стал хорватский триколор с гербом русинского меньшинства
посередине, а гимном русин в Хорватии стала песня «Братья русины».
Установлен и день национального меньшинства русинов в Хорватии – 25 мая.
Помимо проблемы самоопределения русин как отдельного народа или как
части украинского, есть и еще несколько, не менее важных проблем, таких
как проблема русинской ассимиляции в хорватском большинстве и сокращения
русинского населения. Статистические данные в Хорватии показывают, что
из-за миграционных процессов, ассимиляции, смешанных браков и очень
сильной интеграции русин в хорватское общество, существенно и
катастрофически снижается население русинской национальности.
В заключении отметим, что русины в Хорватии наделены полным набором
прав в демократическом и цивилизованном государстве, о котором такое
малочисленное национальное меньшинство может только мечтать. Русины
признаны в Хорватии автохтонным национальным меньшинством, которое имеет
свою культуру и язык. Хорватское государство сделало все, чтобы русины
могли развивать свои традиции, в селах, где проживают русины,
устраиваются различные культурные и спортивные мероприятии, на
радиостанциях звучат передачи на русинском языке, печатные издания
повествуют о жизни русинской общины. Помимо этого, Хорватия не только
признала русин отдельным от украинцев народом и не приняла формулировку
«русины-украинцы» в своей Конституции, но и дала возможность русинам
иметь свою официальную национальную символику в хорватском государстве –
герб, флаг, гимн и даже день русинского национального меньшинства.
Конечно, ассимиляция больно бьет по численности русинского населения
страны, но очень бы хотелось надеяться, что русины сохранят свою
идентичность в хорватском этническом большинстве.
__________________________________________
Григорий Миронов, сотрудник Клуба русинистики Центра украинистики
ЮФУ, редактор сайта rusinistika.com
|