Воскресенье, 19.05.2024, 12:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск на сайте
Наш опрос
Какого политического будущего вы бы хотели для Подкарпатской Руси
Всего ответов: 335
Друзья сайта
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Главная » 2010 » Май » 1 » Н. Головин: "Русинское движение в современной Украине: от автономизма к идее независимого государства"
19:50
Н. Головин: "Русинское движение в современной Украине: от автономизма к идее независимого государства"
Введение.
Среди огромного количества этнополитических проблем,унаследованных от Советского Союза или возникших после его распада, остается нерешенной проблема русинов – коренных жителей Закарпатской области Украины, а также восточных областей Польши и Словакии. Родина русинов – историческая область Подкарпатская Русь, входившая в меж военный период в состав Чехословакии, и изначально обладавшая правами автономии в составе ЧСР. В 1945 г. Подкарпатская Русь была насильственно включена в состав Украинской ССР, а сами русины была записаны украинцами. В независимой Украине русины, вопреки ожиданиям, не п лучили признания в качестве национального меньшинства, хотя они признаны таковым во всех странах традиционного или диаспорального проживания (всего 22государства, включая США и Россию) а также в ряде документов ООН и ЮНЕСКО.Украинские власти сохранили советскую трактовку русинского вопроса: русины –субэтнос украинцев. Исследование русинского вопроса на Украине в парадигме,противоречащей официальной версии, встречает противодействие со стороны научного официоза.
Закарпатская область – совершенно уникальный вг еографическом и цивилизационном плане регион. Он расположен на крайнем западе Украины, за Карпатским хребтом и граничит с четырьмя иностранными государствами.Закарпатье - многонациональный по составу населения край: наряду с русинами коренным населением являются мадьяры и румыны, которые составляют значительный процент населения. Для менталитета коренных закарпатцев (в отличие от соседей-галичан) характерна этническая терпимость; украинские националистические партии не имеют здесь ощутимой поддержки, их адептами выступают мигранты-галичане. Большинство закарпатцев в социокультурном планеассоциирует себя с Центральной Европой, а не с Украиной. Русины в большинстве –верующие Украинской православной церкви Московского патриархата, в соседней Галичине большинство верующих – униаты (греко-католики). Для русинов и закарпатцев в целом характерны симпатии к России и даже русофильские настроения. В отношении численности русинов имеются диаметрально противоположные данные: от10 тыс. (данные всеукраинской переписи 2001г., не признаваемой русинами) до 650тыс. (данные ряда российских исследователей) и 800 тыс. (данные самих русинов).Политические предпочтения также выделяют область из общего фона Западногорегиона Украины: здесь не пользуются популярностью политики и партиинационалистической направленности. В первом туре президентских выборов 2010 г. получил В. Янукович.
Ввиду сохранения советской национальной политики в отношении русинов задачу по сохранению уникальной этнолингвистической и этнокультурной русинской среды были вынужденывзять на себя возникшие в 1990-е – 2000-е гг. общественные объединения русинов.Движение, изначально возникшее на волне требований признания русинов отдельнымнародом и определенной автономии, впотенциале способно изменить политическую карту не только Украины, но и всейЦентральной Европы.
Наряду с указанными обстоятельствами общественная инаучная актуальность темы объясняется помещением русинской тематики в болееширокий исторический контекст: обеспечение прав национальных меньшинств врамках национальных государств и глобализирующегося мира. Очевидны такженекоторые параллели между русинским движением и автономистскими исепаратистскими движениями в других странах, в том числе, в России.Перспективным представляется расширение тематики исследования за счетсопоставительного анализа различных национальных движений на постсоветскомпространстве.
Объект:этногосударственная концепция в русинском движении
Предмет: эволюция этногосударсвтенной концепции врусинском движении в постсоветской Украине.
Цель работы - провести периодизацию идейной и тактическойэволюции русинского движения, развитие и смены целей: от автономной республикив составе Украины до независимого государства.
Историографию вопроса можно разделить по внешнему признаку:украинскую, русинскую (и близкую к ней по подходам российскую), западную.Русинская и российская историография представлена М.Ю. Досталь, С.Г. Суляком,М.Ю. Дроновым, П.В. Годьмашем,А.В.Фатулой и другими.
Известный крымский исследовательА.В. Мальгин в своей монографии «Украина: соборность и регионализм» анализируетразвитие идей и практик регионализма на материале различных исторических ицивилизационных регионов современной Украины. В частности, отмечает, чтокультурно-исторический подход выделяет Закарпатье в качестве отдельногорегиона. Критерием выделения являются этнографические или политические факторы.Определенноевнимание уделено развитию русинского движения в современный (до 2004 г.) период. Ряд ценныхвыводов и фактических данных, приводимых в исследовании, были использованы внашей работе.
Статья М. Ю. Досталь «Борьба закарпатских русинов за свою автономию впостсоветский период» ценна тем, что раскрывает состояние и эволюциюпостсоветского русинского движения.
Статьи «Русины в истории: прошлое инастоящее» и «Талергоф и Терезин: забытый геноцид» С.Г. Суляка раскрывает тему геноцида русинов во времяПервой мировой войны.
Вмонографии П.В. и С.П. Годьмашей «История республикиПодкарпатская Русь» прослеживается история Подкарпатской Руси с древнейшихвремен до начала XXI века. По мнению авторов, русины – отдельный восточнославянский народ, который подвергаетсяассимиляции в современной Украине. Недостатком работы являетсято, что авторы явно пристрастны в своих утверждениях, редко пользуютсяссылками.
«Энциклопедия Подкарпатской Руси» (составитель иглав. ред. Иван Поп) состоит избиографического, географического, исторического, этнографического материала.Книга содержит упорядоченные данные о Закарпатском регионе,его жителях и культуре.Биографические данныесодержатважные сведения по русинским политическим и культурным деятелям второгоплана.
М.Ю. Дронов в статье «Заметки орусинском движении» утверждает, что русинский народ не является частьюкакого-либо народа, а представляет собой отдельный восточнославянский этнос.Это объясняется наличием исторических, языковых, культурных,политико-идеологических отличий подкарпатских русинов от украинцев.Указывается, что русины сознают себя отдельной от украинцев нацией, и этогодостаточно для объективного признания их нацией.
А.В. Фатула, русинский автор изМосквы, в статье «Карпаторусинская автономия» доказывает, что ПодкарпатскаяРусь была незаконно присоединена к УССР. Выявляя причины радикализациирусинского движения, онподчеркивает,что власти Украины своими действиями толкают русинов на путь политическогорадикализма. Решение проблемы автор видит в обеспечении прав нацменьшинствна Украине.
19 декабря 2008 г. состоялась международная научно-практическаяконференция «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX -начало ХХI вв.)»[http://vkontakte.ru/#_ftn1|[1]]. Среди участников были ведущие ученые, эксперты,общественные деятели России, Украины, Молдавии, Чехии, Сербии. Её участникиконстатировали, что против русинов «проводится политика культурного этноцида»,хотя национальность «русин» признали все центральноевропейские страны, гдепроживают общины русинов.
Украинская историографияпредставлена такими авторами, как Май Панчук, Петр Стерчо и др. Это направлениеотличается политизированностью и публицистичностью.
В статье «Политическое русинство в Украине» М. Панчук утверждает, чторусины являются субэтносом украинского народа. Этнокультурные различияобъясняются политической отдаленностью Закарпатья от основной территорииУкраины, политической незрелостью, идеологическим прессингом соседних народов,амбициями политических лидеров русинов. Проблема русинства лежит в активистах –политических интриганов, спонсируемых врагами Украины.По его мнению, цель этих лидеров – отделениеЗакарпатской области от Украинской республики, из-за чего русины искусственнопровозглашаются отдельным народом.
Представители западной историографии занимают промежуточную позицию,однако точка зрения сторонников этнической самостоятельностирусинов преобладает среди исследователей.
ПрофессорПол Роберт Магочи в своем труде «Русинский вопрос» пишет кратко об историирусинов, их этническом сознании и борьбе за признание, общественныхорганизациях 90-е гг., говорит об опасности радикализации русинов вследствие ихнепризнания. Выход он видит в создании автономии и присоединении к Евросоюзу.
В качестве основных групп источников использованы:
1.Международнаянормативно-правовая база:
1.Европейская хартия региональных языков иязыков национальных меньшинств;

2.     Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ЕС);
3.Замечание комитета по ликвидации расовой дискриминации(ООН) шестой и девятой сессии 31 июля-18 августа 2006 г.
2. Официальныедокументы Украинской республики:
1.Конституция Украины;

2.    План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов.
3. Документыобщественных организаций:
1.     Меморандум 2-го Европейского Конгресса ПодкарпатскихРусинов о принятии акта провозглашения восстановления русинскойгосударственности  (25 октября 2008 г.);
После провозглашения независимости Косова (17.02.2008) о. Димитрий Сидор 22 февраля 2008 г. выступил на пресс-конференции в Москве с заявлением: «Конституция Украины не соблюдается в отношении русинов, и это вынуждает нас добиваться самоопределения за пределами украинского государства. (…) Мы просим признать нас самоуправляемой территорией под контролем России и ЕС, являющихся правопреемниками СССР и Чехословакии» . Русинские лидеры обратились к парламентам и президентам ряда государств (в том числе, России и США) с требованием признать самопровозглашенную Республику Подкарпатская Русь. В поддержку русинов выступила кандидат в вице-президенты США Сара Пэйлин . Если русинское движение объединит движения других национальных меньшинств региона (мадьярское и румынское) в единое движение закарпатцев, в перспективе нельзя полностью исключить возможность появления нового государства в Центрально-Восточной Европе. Однако в нынешней геополитической ситуации русинский вопрос оказался заложником более глобального украинского вопроса.
Резкое недовольство политикой президента В. Ющенко, обещавшего американским и канадским русинам признать русинов отдельным народом привели к радикализации движения. Состоялось два Европейских конгресса подкарпатских русинов (7 июня и 25 октября в Мукачево), на которых было принято решение о провозглашении независимости Закарпатья 1 декабря 2008 г. Указывалось, что игнорирование властей решения народов Закарпатской области 1 декабря 1991 об образовании автономии, непризнание национальности «русин», культурный этноцид принуждает их к решению о провозглашении русинской государственности. В отсутствие реакции со стороны Киева в Закарпатье было объявлено о создании Правительства Республики Подкарпатская Русь. В 2009 г. создан Координационный совет русинских организаций, в который вошли 17 из 20 организаций. Координационный совет действует как общественная ( а не государственная, как Правительство РПР) структура.
Выдвижение сепаратистских лозунгов, вначале как вынужденной меры для активизации Киева в деле переговорного процесса, превратились в требование русинских организаций. Сами русины отвергают обвинения в сепаратизме, в их среде ходит лозунг: «Мы не сепаратисты, мы – дома! Сепаратисты – галичане!». Характерно, что обвинения в сепаратизме в адрес русинов звучали и в тот период, когда их движение находилось в рамках автономистских требований . Своей негибкой позицией в русинском вопросе официальный Киев фактически загнал себя в ловушку: обвиняя русинские организации в сепаратизме в тот период, когда реального сепаратизма не существовало, он вынужден повторять прежние обвинения, которые выглядят как дежурные.
Украинские власти отреагировала на акт самопровозглашения русинов полицейскими методами. Украинские ученые включились в травлю русинов, требовали «принять меры» в связи с провозглашением автономии украинских русинов. В ноябре 2008 г. ряд руководителей Национальной академии наук Украины, Ужгородского университета обратились к президенту В. Ющенко и СБУ с требованием «разобраться» с русинским вопросом .
В настоящее время о. Димитрий Сидор является фигурантом уголовного дела по обвинению в сепаратизме. Надежды на изменение курса возлагаются на нового президента Украины В. Януковича, который оказался в сложной ситуации, которую оставил ему в наследство прежний президент В. Ющенко.
Заключение

Русинское движение в своем развитии прошло два этапа: автономистский и условно называемый сепаратистский. После распада Советского Союза русины и большинство закарпатцев надеялись обрести автономию и признание отдельным народом со стороны Украины. Однако мощное полицейское давление, деятельность спецслужб, неопытность самих русинских лидеров привели к дроблению их организаций и уходу русинского движения с политической арены в середине 90-х гг. Лишь в середине 2000-х русины смогли преодолеть разногласия и образовать союз 17 организаций – Сойм подкарпатских русинов. Силовая и негибкая политика Киева, с самого начала считавшего требования автономии проявлением сепаратизма и стремление решать вопросы силовым путем заставили русинов идти по вынужденному «сепаратистскому» решению проблемы. Вначале как попытка обратить на себя внимание, идея государственной независимости стало впоследствии реальным требованием объединения русинских организаций. Новый президент Украины В. Янукович поставлен перед нелегким выбором ревизии политики украинского государства в этнокультурной сфере на пути большей демократизации. И хотя центральным для него является русский вопрос, русинская проблематика также актуализируется и постепенно превращается из внутреннего во внешнеполитический вопрос.

Никита Головин, студент 4 курса исторического факультета ЮФУ, сотрудник Клуба русинистики Центра украинистики ЮФУ. Из выступления на студенческой научно-практической конференции 22 апреля 2010 года.


Просмотров: 1288 | Добавил: Админ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Яндекс.Метрика